В 2019 году итоги премии «Московский счет» не вызвали бурных споров в профессиональной среде, как в прошлом, а статистика и результаты его таковы.
Важно, что весь премиальный цикл мы сместили к середине года, вернувшись к традиции объявления лауреатов в июне (на этот раз премия вручалась на книжном фестивале «Красная площадь»). Таким образом соблюдается баланс между охватом изданного за прошедший год и незамыленностью впечатлений от прочитанного. Можно возразить: да кто же их все (список 2018 года состоял из 158 книг) читает? На это поясню: список предлагаемых для голосования книг чисто информативный. У голосующих (за книги 2018 года приглашено 288, проголосовало 166 поэтов) нет обязательств непременно прочесть и экспертно оценить каждую книгу стихов, изданную за отчетный период в Москве. Список – скорее ориентир, какие из уже знакомых книг оцениваем именно в этом году и какие из еще не прочитанных, но взятых на заметку стоит прочесть, не откладывая.
Небольшой комментарий к отмеченным за 2018 год книгам.
Большая премия — «Гласы и глоссы: извлечения из ненаписанного» (ОГИ) Олега Чухонцева. Олег Григорьевич всегда был в фокусе премии. Практически любая выпускаемая им книга, а выпускает он их редко, не была не замечена. Он стал лауреатом Специальной премии за книгу «Из сих пределов», по сути, сборник избранных стихотворений, выпущенную в 2004 году. Такой же премии удостоен и за книгу 2015 года «Выходящее из – уходящее за». В кулуарах поговаривали, что «Глассы и глоссы…» не лучшая книга Чухонцева. Тем не менее, его поэтический и человеческий авторитет велик. Несомненно, большая премия досталась большому поэту. Чуть-чуть не добрал голосов до Большой премии уже получавший ее ранее Дмитрий Веденяпин с книгой «Птичка» (Воймега). Работу со словом мастер ведет в рамках традиционной просодии, ухитряясь обнаруживать на этой торной тропе находки, которые восхищают и обычных читателей, и коллег по цеху.
Приятно, что который год не остаются незамеченными книги русскоязычных украинских поэтов. Специальной премией отмечен Александр Кабанов за книгу «Русский индеец» (Воймега), по совместительству главный редактор журнала «ШО» и организатор важного для поэтической жизни последних десятилетий фестиваля «Киевские Лавры». Еще одна Специальная премия — у «Стихотворений, красивых в профиль»
(НЛО) Андрея Сен-Сенькова, которого отличает новаторский подход к верлибру и визуальной поэзии. Как писал автор в своей небольшой речи по случаю вручения: «Это важнейшая для меня книга, книга – итог четвертьвековой работы со словом».
Малой премии удостоена дебютная книга 31-летнего Дмитрия Гаричева «После всех собак» (АРГО-РИСК). За него в ФБ призвал голосовать издатель Дмитрий Кузьмин. Что ж, это не возбраняется, книга
действительно хорошая, почему бы не привлечь к ней лишний раз внимание. Проблематика текстов Гаричева находится в русле молодого мейнстрима, несмотря на то, что они написаны в классической, на первый взгляд, просодии, которая не очень этим лагерем «АРГО-РИСКа» — «Вавилона» приветствуется, за исключением совсем уж одаренных и, как правило, маститых.
Московское поэтическое книгоиздание всегда представляло широкую географию русской поэзии. В этом году зарубежных авторов особенно много: дипломами отмечены Бахыт Кенжеев (США) за книгу «Элегии» (Воймега), на удивление впервые оказавшийся в орбите «Московского счета», Елизавета Мнацаканова (Австрия), проживающая с 1975 года в Вене, за книгу «Новая Аркадия» (НЛО) и Ян Каплинский (Эстония) за книгу «Наши тени так длинны» (НЛО). Русская поэзия живет везде. Дух веет, где хочет. Все они будут приглашены для голосования в следующем году. В прошлые годы премию часто обвиняли в излишней «молодежности», в этом же, учитывая, что Олегу Чухонцеву – 81, Яну Каплинскому – 78, Елизавете Мнацакановой – 97 лет, в пору ожидать возгласов о засилье мафусаилов.
Несколько слов о других дипломантов.
Максим Амелин «Весёлая наука, или Подлинная повесть о знаменитом Брюсе, переложенная стихами со слов нескольких очевидцев» получил диплом за произведение, которое он написал в 1991 году, было много раз напечатано (например, «Новый мир», 1999, № 9, 2005, № 1). В 2018 году издательство «Август» впервые издало его отдельной книжкой. И вот результат.
Владимир Друк «Алеф-Бет» (НЛО) – интересный эксперимент с еврейским алфавитом. Автор, известный еще со времен клуба «Поэзия» как иронист, сделал резкий скачок и представил публике чуть ли не философско-филологическую поэму. Игорь Караулов «Ау-ау» (Воймега) – поэт с очень активной жизненной позицией и отличающийся в политических взглядах от модного либерализма, в последние годы все набирал популярности. Вслед за своими друзьями юности (Дмитрием Быковым, Геннадием Каневским) оценен коллегами.
Книга Елены Лапшиной «Сон златоглазки» (Русский Гулливер). Откровенно женский взгляд. Религиозные мотивы. Онтологические вопросы. Особенно приятно, что избегающая особой публичности, не кричащая и не навязывающая себя поэзия Лены Лапшиной услышана.
Андрей Родионов «Поэтический дневник» (НЛО) – уникальный поэтический дневник, состоящий из восьмистиший, писавшихся ежедневно в течение года. Его диплом совпал с лауреатством в «Студенческом Московском счете». «Признание молодежи особенно дорого», — отметил Андрей на церемонии вручения премии.
Владимир Строчков «Времени больше нет» (книга издана при поддержке издательства Эксмо). Очень рад за этого прекрасного поэта, которого я хорошо знаю со времен Открытого командного чемпионата Москвы по поэзии, проходившего в 2005-2006 годах, где этот серьёзный поэт достойно защищал цвета «Толстожуров». Книга по жанру избранное.
По-прежнему, не так часто в России современные поэты выпускают солидные тома, написанное за всю жизнь. Жаль, что Володя по болезни редко появляется перед публикой.
Обидно, что чуть не добрали голосов до дипломов такие прекрасные и заслуженные поэты, выпустившие в 2018 свои книги, как Владимир Салимон, Александр Тимофеевский, Евгений Солонович.